Сделки по купле-продажи интернет-сайтов уже давно стали обыденной частью гражданского оборота. Я и сам в таких сделках участвовал ни раз, и ни два, и не только по поручению клиентов. Среди физических лиц обычно сайты продаются через посредников, которыми являются несколько раскрученных бирж сайтов, и никакой договор напрямую вообще не заключается. Среди юридических лиц встречаются договоры купли-продажи различной степени кошмарности.

В целом же, до сих пор у большинства нет понимания, чем является интернет-сайт с юридической точки зрения, и как грамотно оформлять его передачу в собственность.

Об этом сегодня и поговорим.

Начнем упрощенно с технической части, затем посмотрим с юридической точки зрения — и перейдем к грамотной передаче сайта от продавца к покупателю.


Что фактически из себя представляет интернет-сайт


Интернет-сайт — это:

  1. Доменное имя. К примеру, https://advokat-lavrenov.ru/ 
  2. Контент и код сайта. То есть, совокупность файлов, информации, составляющей сайт. Это тексты, картинки и все остальное, что отображается при открытии страницы.
  3. База данных. Это структура всего вышеперечисленного.

Что такое интернет-сайт с юридической точки зрения


Юридическая составляющая естественно лишь сопровождает уже названную структуру правоотношениями, отталкиваясь от которых, мы и будем понимать, что и как передавать при купле-продаже.

Если подходить к вопросу в лоб, то естественно открываем
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Статья 2 указанного закона определяет интернет-сайт следующим образом.

Сайт в сети «Интернет» — совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Да-да, именно так! И далее в этом законе мы не найдем ничего для себя полезного!


Доменное имя

Итак, у нас есть доменное имя. Мы не являемся его собственником, для нас его зарегистрировал регистратор доменов на основании отдельного договора с ним. Мы можем продлевать услуги регистратора по этому договору — и продолжать использовать это доменное имя. А можем не продлить — и тогда доменное имя, как одну из основных составляющих интернет-сайта, сможет использовать кто-то другой. Следовательно:

У нас нет права собственности на доменное имя. У нас есть право требования к регистратору домена на оказание услуг на регистрацию и продление домена второго уровня. 

Доменное имя, на момент написания данной статьи, ни результатом интеллектуальной деятельности, ни средством индивидуализации, с юридической точки зрения, не является. Это просто право требования услуг.


Контент и код сайта. А заодно и база данных

С контентом и кодом сайта все гораздо интереснее, ведь чаще всего именно контент и является той ценностью, ради которой интернет-сайт покупается. Контент состоит из результатов интеллектуальной деятельности, которые изначально кому-то принадлежат. 

«Кому-то» — потому, что контент может быть и ворованный, то есть, размещенный на сайте без разрешения реального владельца. Также контент может нарушать и чужие права на товарные знаки, к примеру.

И здесь будет к месту процитировать целиком пункт 1 статьи 1225 Гражданского кодекса РФ «Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».

Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
3) базы данных;
4) исполнения;
5) фонограммы;
6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
7) изобретения;
8) полезные модели;
9) промышленные образцы;
10) селекционные достижения;
11) топологии интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау);
13) фирменные наименования;
14) товарные знаки и знаки обслуживания;
15) наименования мест происхождения товаров;
16) коммерческие обозначения.

Как мы видим, в составе сайта вполне могут встретиться подпункты 1-5, 14, 15, 16 пункта 1 статьи 1225 ГК РФ. Свои или чужие. И именно о передаче охраняемых результатов интеллектуальной деятельности мы и говорим, когда говорим о купле-продаже интернет-сайта.


Оформление купли-продажи интернет-сайта


Договор купли-продажи интернет сайта — это сложный договор, состоящий из двух блоков.

  1. Уступка права требования к регистратору доменов. По факту, оформляется это не цессией, поскольку у каждого клиента регистратора свой договор, и домен переоформляется с договора продавца на договор покупателя. То есть, данный блок регламентирует фактические действия продавца и покупателя по переоформлению домена.
  2. Передача результатов интеллектуальной деятельности (РИД), составляющих контент, код и базу данных сайта. При передаче результатов интеллектуальной деятельности юридическим лицом, у него обязательно должны быть документы, подтверждающие права на РИД. Это могут быть трудовые договоры с соответствующими сотрудниками, договоры авторского заказа или договоры на отчуждение соответствующих прав на РИД. Если на сайте находятся чьи-либо товарные знаки, необходимо получить разрешения на их использование. 
    В случае, если продавцом является физическое лицо, скорее всего он просто объявит себя автором всех РИД, составляющих сайт. В этом случае необходимо уже исходить из здравого смысла, хотя и здесь есть методы фиксации его прав на передаваемые РИД,

В любом случае, в договоре необходимо зафиксировать все РИД, подлежащие передаче. И все разрешения третьих лиц на использование принадлежащих им прав на сайте. В противном случае могут возникнуть риски, о некоторых из возможных ниже.


Риски, связанные с неправильным оформлением купли-продажи интернет-сайта


В случае наплевательского отношения к оформлению пункта о переуступке прав на домен и надлежащему описанию передаваемых РИД, риски чисто практические. Либо сделка может попросту сорваться, либо вы увидите полный клон только что приобретенного сайта на домене конкурента, фактически пустив деньги, составляющие договорную стоимость сайта, на ветер. Ведь если вы не обозначили приобретаемые РИД, вы и не сможете доказать в дальнейшем свои права на них.

Также прошу обратить внимание на разрешения и лицензии на использование товарных знаков, размещенных на сайте, о которых я здесь периодически упоминаю. Крупные бренды отслеживают использование товарных знаков на чужих ресурсах. С последующими претензиями, в случае нарушения прав. В своей практике я сталкивался со следующими брендами: Fifa в различных вариациях, Масло Motul, КВН, Спартак, ФК «Зенит» — из крупных. Из мелких — DublDom, товарными знаками которого я занимался много лет. Совершенно вопиющим случаем, вошедшим в историю, является всем известный иск Husqvarna к интернет-доске объявлений Slando. Можете посмотреть сами и покрутить пальцем у виска — даже такое бывает!

Поэтому максимально щепетильно относитесь к оформлению и проверке прав продавца на РИД  и используемые на сайте чужие РИД и товарные знаки. Риски есть, но при грамотном подходе их можно избежать.

Всегда ваш,

Адвокат Лавренов

Еще по теме

Субсидиарная...

Франчайзинг уже давно вошел в привычный оборот...

На что обратить...

Практически с момента своего основания и до...

О невозможности...

Глупо как-то звучит заголовок, правда? Ведь любой...