Все чаще и чаще мы с вами рассматриваем темы, напрямую или косвенно касающиеся товарных знаков. Сегодня, для полноты подачи материала, мы коротко, но полноценно о них поговорим.

Поговорим о товарных знаках, как всегда, доступным для нормальных людей языком, и рассмотрим вопрос не только с точки зрения правообладателя (потенциального правообладателя), но и с точки зрения нарушителя (для предотвращения таких нарушений, разумеется).


Коротко о главном


Товарный знак или знак обслуживания (тождественный термин, употребляемый к работам и услугам) — это средство индивидуализации в коммерческом обороте. Для того, чтобы получить правовую охрану, подлежит государственной регистрации. Поскольку касается исключительно коммерческой деятельности, правообладателями могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Поскольку презюмируется, что физические лица действуют в своем личном интересе, и коммерческой деятельностью без образования ИП или юр. лица не вправе заниматься, не имеют права регистрировать товарные знаки на себя.

Трудно советовать об однозначной необходимости регистрации товарного знака. Слишком много субъективных моментов в каждом конкретном случае. Но если вы чувствуете, что ваш товар или услуга в каком-либо роде уникальны, либо есть опасения недобросовестной конкуренции, в том числе регистрации похожих доменов в Интернете, выпуска похожей продукции под вашим обозначением, товарный знак однозначно нужно зарегистрировать.


Виды товарных знаков по форме выражения


Выделяют следующие виды товарных знаков:

  1. Словесные. Состоят из букв, слов и словосочетаний. Могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака и целые предложения, например, слоганы компаний или рекламных кампаний. Удобны тем, что в случае их незаконного использования, совпадение до степени смешения доказывается довольно легко, поскольку чаще всего очевидно. В тщетных попытках уйти от нарушений часто используется подмена букв. Abibas, я думаю, все знают. В то же время китайская комбинация YAMASAKI, состоящая из брендов Yamaha и Kawasaki, вполне живет и здравствует. И кстати, найдите ошибку в изображении слева, когда дочитаете статью до конца.
  2. Изобразительные товарные знаки. Это, собственно, логотип. Оригинальное изображение, выделяющее вашу продукцию или услуги и работы среди конкурентов. Нарушение прав на такого вида товарные знаки является немного более сложным занятием, поскольку не всегда очевидна степень смешения. Долгое время бытовала легенда о том, что изобразительный товарный знак лучше регистрировать в черно-белом цветовом диапазоне. Однако, никакой особой разницы при доказывании нет, можно регистрировать изобразительный товарный любого цвета. Глядя на галочку Nike или обкусанное яблоко, часто приходит в голову мысль ограничиться регистрацией только лишь изобразительного товарного знака. Но, если вы проанализируете весь диапазон товарных знаков любого из известных брендов, поймете, что помимо изобразительного, они регистрируют еще и словесные, и комбинированные, с теми же элементами.
  3. Комбинированный товарный знак. Это микс из двух предыдущих пунктов. Удобен тем, что всеобъемлющ. Подборка примеров подтверждает мое вышеизложенное утверждение.
  4. Объемный товарный знак. Обычно это либо сам товар, либо оригинальная упаковка к нему. Классическим примером объемного товарного знака является бутылка колы. В связи с объективной дороговизной создания оригинального продукта и регистрации такого товарного знака, используется чаще всего крупными корпорациями, и моих читателей вряд ли коснется.
  5. Другие. Это совсем нетрадиционные варианты, вроде запаха духов или звука выхлопа мотоцикла Harley-Davidson (который, насколько мне известно, так и не был зарегистрирован в итоге в связи с объективными сложностями описания).

Товарные знаки, не подверженные классификации


По территории действия, просится классификация в качестве национальных и международных. Но нельзя — мир устроен по-другому.

Регистрация товарного знака осуществляется отдельно на территории Российской Федерации и отдельно на территориях других государств. Вы не можете подать одну заявку на регистрацию товарного знака во всех странах мира. Вы можете одновременно подать заявки на регистрацию в конкретных странах — и постепенно будете получать ответы об успешности каждого конкретного мероприятия из каждой страны.

В ряде случаев бывает дешевле и быстрее обратиться напрямую к местным поверенным в конкретной стране, чем оформлять международную заявку. Такой опыт у меня был в отношении Грузии, к примеру. 

Коллективный товарный знак. Регистрируемый не на единоличного правообладателя, а на группу правообладателей. Используется либо в случае наличия разрозненной группы компаний, ни одна из которых друг-другу в полной мере не доверяет. Либо внутри группы аффилированных компаний, когда лицензионные договоры и франшизу между ними рисовать не имеет никакого смысла.

Общеизвестный товарный знак. Имеет несколько большую законодательную охрану. Для читателей моего сайта наиболее опасным моментом здесь является более обширное его распространение на виды деятельности. И здесь нам следует сделать небольшое отступление.

При регистрации товарного знака вы обязаны указать виды деятельности, на которые он распространяется. Виды деятельности указываются в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ). Чем больше классов МКТУ вы укажете — тем лучше, но каждый из классов МКТУ платный, и регистрация по всем классам уже значительно бьет по кошельку.

Для примера возьмем из электронной базы ФИПС первый попавшийся товарный знак (просто случайно ткнул мышью, никакого умысла показывать какой-то конкретный у меня нет).

Это обычный, не общеизвестный товарный знак. Смотрим, анализируем. И понимаем, что если мы хотим выпускать, скажем, шоколадный батончик Kris’ Professional, никто нам этого не сможет запретить.

Теперь ткнем, для примера, наугад в базу общеизвестных товарных знаков. И посмотрим на разницу.

Видим, что классы по МКТУ отсутствуют. В связи с чем я искренне не рекомендую кому-либо выпускать шоколадный батончик ГАЗПРОМ. Поскольку действие общеизвестного товарного знака распространяется и на неоднородные товары.


Распространенный вариант нарушений и варианты выхода


Понятно, что выпускать шоколадку ГАЗПРОМ мало кому придет в голову, поскольку это, во-первых, глупо, а во-вторых, очень страшно. Приведенный мною пример здесь находится скорее ради юмора. Но вы можете, даже сами того не зная, совершить нарушение в Интернете. Примеров таких нарушений уже приводились в более ранних статях. Здесь, к примеру, можете увидеть решение по иску Husqvarna к интернет-доске объявлений Slando.

Вариантов ухода от ответственности, при непреднамеренном нарушении, не так много, и они значительно разнятся, в зависимости от конкретной ситуации.

В моей практике есть один весьма забавный сюжет, когда один из моих корпоративных клиентов, компания, осуществляющая организацию реализации билетов на массовые мероприятия, получила претензию от правообладателей общеизвестного товарного знака КВН о прекращении использования их товарного знака на сайте. Естественно, прекращение использования в афише такого наименования грозило значительными убытками для моего клиента. После беглого анализа всех товарных знаков правообладателя, с моей легкой руки, бренд КВН на афише был заменен словосочетанием «Клуб Веселых и Находчивых», на которое не было зарегистрировано ничьих прав. Таким быстрым и максимально дешевым, что немаловажно, путем, мы избавились от претензий, а мой клиент успешно реализовал все билеты.

Не всегда так везет, но чаще всего даже из сложных ситуаций можно найти адекватный выход. Обращайтесь!

Всегда ваш,

Адвокат Лавренов

Еще по теме

Субсидиарная...

Франчайзинг уже давно вошел в привычный оборот...

На что обратить...

Практически с момента своего основания и до...

О невозможности...

Глупо как-то звучит заголовок, правда? Ведь любой...