Термин «стартап» давно уже порос неким ореолом хипстерства. Слащавые бородатые парни громко заявляют о мега-разработке поливалки для комнатных цветов, управляемой с Айфона — клише. При этом, по общему определению, любой вновь открываемый бизнес также является стартапом, будь это шиномонтаж или лавка с кофе на вынос.
Различия между стартапами и другими «новыми бизнесами», тем не менее, имеются, и касаются они не технической составляющей, а таких вещей, как амбиции и конечные цели. Сегодня коротко и максимально популярно поговорим и о тех, и о других.
Сразу скажу, что за свой век я видел огромное количество стартов компаний, сам открывал небольшой бизнесочек (успешно), делал бизнес с родственниками и друзьями (напрасно), бывал кинут партнерами (закономерно).
В итоге я понял, что, во-первых, нужно заниматься тем, что тебе действительно интересно. А во-вторых, желательно ни от кого в этом деле не зависеть. Поскольку всю жизнь я проработал юристом, закономерно для меня было прийти к адвокатуре, как к самой независимой, интересной и квалифицированной деятельности в юридической специальности. И я очень рад этому.
Я работал со стартапами и в стартапах в те совсем недавние времена, когда экономика страны этому благоволила. Выстраивал им схемы правоотношений для дальнейшей работы, разрабатывал типовую документацию, занимался оформлением корпоративной составляющей. Видел чужие ошибки и делал свои.
В общем, как говорится, устриц ел!
Оформление нового бизнеса
Оторвемся от смузи и рассмотрим необходимость оформления нового малого бизнеса. Понятно, что если у вас есть оборотные средства в достатке, или же у вас уже перед стартом есть крупный клиент, о необходимости открытия юридического лица вы и не подумаете, вы просто сразу откроете свое ООО.
Другое дело, когда для того, чтобы начать работать, нужно просто начать работать. Упомянутый шиномонтаж — отличный пример такого бизнеса «на районе». И вот собираются Ваня, Петя и Саша, у одного золотые руки, другой предоставил свой гараж, а третий придумал броское название и выдал денег на оборудование. Клиенты платят налом и переводом на карту, налоги платить не хочется, нести расходы на администрирование ООО — тоже не хочется. В итоге тройка старых друзей доходит до того, что пора открывать еще один гараж, или же расширять старый. И за это время оказалось, что Саша выдал подъемные, но пальцем о палец больше не ударил. Перед Петей неудобно, гараж и окрестности залили машинным маслом и закидали покрышками, он много сделал для общего дела, но задрал нос, ходит гоголем, всем хамит и вообще достал. А Ваня вырос в отличного управляющего гаражного автосервиса, но при этом не внес ни копейки в развитие производства.
Кого отправить в отставку? Кому дать 20% прибыли, а кому 60%?
Ситуация чаще всего усугубляется тем, что каждый контролирует какие-либо активы. Один администрирует сайт, другой грозится забрать с собой оборудование, третий ценен как кадр и уважаем подчиненными, которые уйдут с ним вместе всей толпой.
Что же делать?
Уже ничего. Потому что распределением будущей прибыли, хоть в нашей стране на такой стадии бизнеса и о дивидендах речи не идет, и работает все, как попало, нужно заниматься до ее возникновения. К тому же, даже при полном отсутствии понимания о принятии имущества на баланс организации, у участников создается четкое понимание его отчуждения на нужды общего дела, что полезно, поскольку даже субъективное отношение к затеянному бардачку меняется в лучшую сторону.
В общем, не пренебрегайте оформлением. Потратьте эти небольшие деньги и работайте легально с самого начала. При серьезном отношении к делу все это быстро окупится. И здесь одно напрямую влияет на другое.
Оформление в стартапе
Среди моих клиентов были только успешные стартапы, но это и неудивительно — иначе я бы там просто не появился, в связи с полный отсутствием у безуспешных желания оформления деятельности и необходимости в документообороте. Но каждый работник стартапа — мечтатель и сам будущий стартапер. Поэтому невзлетевших видел тоже много.
Каждый стартапер мечтает покорить мир и добиться мирового господства, однако далеко не все из них задумываются о возможном нарушении прав на чужие товарные знаки, как и о дальнейшей возможности его регистрации для защиты уже своих прав, даже на этапе раскрутки нового бренда. При этом, в случае успешности мероприятия, вопрос о товарных знаках может стать весьма остро.
Поэтому для стартапов грамотный подход к наименованию и бренду и своевременная регистрация товарного знака просто необходимы.
Вторая тема, которая может стать болезненной для стартапа — это оформление передачи авторских прав. Почти любой стартап подразумевает либо написание «программы для ЭВМ», говоря совковым языком нашего Гражданского кодекса. Либо возможное использование чужих патентов и лицензий, если мы вернемся к цветочной поливалке, в шутку упомянутой в самом начале этой статьи.
По патентам все настолько сложно, что даже не представляю, как донести до вас информацию и написать об этом статью, но вот к оформлению трудовых отношений с программистами надо подходить сразу ответственно.
В рамках работы программистов они должны передавать права на программу своему работодателю, иначе может произойти следующее.
Кто-нибудь из программистов внезапно объявит, что весь написанный им (и его товарищами) код был создан во вне рабочее время, и принадлежит ему. Далее либо предложит выкупить права на него, либо сам откроет аналогичный стартап.
«Зачем ты написал статью без единой ссылка на законы, господин адвокат», — спросите вы.
Да потому, что тема эта при детальном рассмотрении займет не статью, а целый трактат. Настоящим же я просто хочу предостеречь свежеиспеченных стартаперов о возможных ошибках на старте бизнеса, которые до них уже были сделаны сотни и тысячи раз другими людьми.
И конечно обращайтесь за оформлением!
Всегда ваш,
Адвокат Лавренов