С принятием Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», значительно принимающего сторону покупателя товаров и услуг для собственных и семейных нужд, в среде предпринимателей развилось такое интересное понятие, как потребительский экстремизм, который еще по ошибке часто называют потребительским терроризмом. Под потребительским экстремизмом обычно понимают сутяжничество, злоупотребление потребителями правами, которыми их наделяет Закон «О защите прав потребителей».
Не единожды побывав по обе стороны баррикад, со стороны представителя «потребительского террориста», отстаивающего свои права, и со стороны организации, выполнившей, по мнению потребителя, работу некачественно (а в ряде случаев, с нарушением срока), могу сказать, что в обычной жизни я остаюсь на стороне «злодея», потребительского экстремиста.
Дело в том, что грань между злоупотреблением потребителем своими правами и их реальным нарушением продавцом товаров, работ и услуг, практически незрима. Но в любом из попадавшихся мне на практике случаев, в инициации судебного разбирательства был виноват все же не потребитель, а организация. Наверное, бывают профессиональные кляузники и сутяжники, умудряющиеся путем подлога и некоторых манипуляций, которые, в общем-то, законом заботливо предоставлены, отсуживать у продавцов товаров, работ и услуг пени и 50%-ный штраф за добровольное неисполнение их требований. По Интернету ходят слухи даже о личностях, вроде бы превративших сутяжничество и потребительский терроризм в основной источник дохода. Но я лично таких не видел и себя к таким ни в коем случае не могу отнести.
Хотя и в мой адрес, человека в обычной жизни совсем уж несклочного и чуждого конфликтам, пару раз летели подобные определения.
Думается, что секрет массового распространения термина «потребительский экстремизм» в извечной российской проблеме, связанной исключительно с менталитетом. «Я ни в чем не виноват, в Голландии это разрешено!», — о чем уже писалось на страницах этого сайта. Или «Все вокруг козлы, а я – Д’Артаньян!», — тоже распространенное мнение в наших широтах. В любом случае, такой привычный нашей экономике подход ведет к снижению качества товаров, работ и услуг, и потребительский терроризм, даже если бы он существовал действительно так повально, лишь улучшает общий фон.
В общем, мой вам совет, уважаемые читатели. Не стесняйтесь отстаивать свои права и не бойтесь прослыть сутяжником и потребительским экстремистом. Своими действиями вы не только отстаиваете свои интересы, но и улучшаете общий климат на рынке товаров, работ и услуг, выбивая из предпринимателей неразумные и завышенные мнения о себе и своей работе.
И обращайтесь ко мне, я вам с радостью помогу!
Всегда ваш,
Адвокат Лавренов