Оба закона недавние, оба заключаются в поправках к уже существующим нормативным актам. Это Кодекс об Административных Правонарушениях и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Сейчас вокруг них происходят нескончаемые дискуссии под соусом усиления контроля за СМИ и свободой слова со стороны тоталитарного государства. Так ли это и все ли так плохо?
Закон о наказании за оскорбление власти в Интернете
Что такое оскорбление?
В соответствии со статьей 5.61 КоАП РФ,
Оскорбление — есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
Также у нас есть статья 319 УК РФ, определяющая наказание за
Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
В соответствии с положениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19 г. Москва «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»,
К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Мало того, у нас есть даже уголовная ответственность за надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации, предусмотренная статьей 329 УК РФ.
То есть, как бы уже есть ответственность за оскорбление представителя власти и за любые проявления неуважения к государственной символике. О чем же тогда новый закон и почему вокруг него так много шума?
Закон об ответственности за оскорбление власти в Интернете — это, на самом деле, два закона о поправках в действующие нормативные акты. Федеральный закон от 18.03.2019 № 30-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вносит в статью 20.1 КоАП РФ изменения следующего содержания:
3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, —
влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Таким образом, оскорбление представителей власти и государственной символики, уже давно внесенное в законодательство в различных уголовно-правовых и административно-правовых ипостасях, приравнивается к мелкому хулиганству, при совершении такого деяния в Интернете.
Поправки, внесенные Федеральным законом от 18.03.2019 № 30-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» позволяют Роскомнадзору блокировать интернет-сайты, владельцы которых совершили указанное выше правонарушение. Что является быстрой и эффективной мерой противодействия в быстро меняющихся условиях, которые предоставляет Интернет.
Таким образом, указанные законы — это просто «апдейт» законодательства под новые возможности правонарушителей, которые дает им Интернет. Власть и государственную символику и так оскорблять нельзя, тем более в неприличной форме. Власть можно ругать, критиковать, поддерживать, влиять на нее различными методами. Но просто оскорблять ее нельзя, это нормально для любой уважающей себя страны и для любого уважающего себя гражданина уважающей себя страны.
То есть, кардинально ничего не поменялось. Появился лишь новый инструмент, позволяющий контролировать действия правонарушителей.
Закон о фейк-ньюс
Закон о фейк-ньюс — еще более нашумевшая в СМИ история. И несомненно, что более нашумевшая, поскольку касается самих же СМИ. Вопли о цензуре слышались просто из каждого угла. Хотя, казалось бы, странно. Уважающее себя издание вроде бы и не должно публиковать небылицы изначально. Давайте разберемся, что же написано в законе.
Федеральный закон от 18.03.2019 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вносит в статью 13.15 КоАП РФ следующие положения:
9. Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от шестидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
10. Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.11. Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от шестисот тысяч до девятисот тысяч рублей; на юридических лиц — от одного миллиона до одного миллиона пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Погодите-ка… Получается, что ответственность несут только те, кто не просто запостил на своем сайте «утку», но и этой уткой нанес какой-либо ущерб или создал угрозу массовых правонарушений или также нанесения ущерба важным объектам промышленности?
Но это же нормально для любого вменяемого государства соблюдать законность и пресекать попытки нанесения любого ущерба.
Федеральный закон от 18.03.2019 № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15-3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» позволяет тому же Роскомнадзору влиять на СМИ, допустившие указанные выше нарушения на принадлежащих им сайтах в сети Интернет.
ИТОГИ
В итоге, я может быть чего-то не понимаю, но рассмотренные законы вполне адекватны, разумны и являются лишь способами обновления действующего законодательства, чтобы то поспевало за новыми (хотя Интернет — это уже давно ни для кого не новость) технологиями.
Это нормальный процесс, так все быть и должно.
Паникерам советую читать первоисточники в контексте остального законодательства, а правонарушители, в контексте рассмотренных законов, и так сами знают, как им и дальше совершать правонарушения. Поскольку обойти как минимум часть ответственности по данным законам довольно несложно чисто техническими методами.
Так что солнце светит так же ярко, ничего страшного не произошло.
Всегда ваш,
Адвокат Лавренов