Довелось мне принять участие в одном интересном образовательном проекте под названием «Живая Библиотека». Проводилось сие мероприятие в славном городе Малоярославце Калужской области в формате открытой беседы с местными школьниками о представляемой профессии.
Я, конечно же, рассказывал о профессии адвоката.
На проект я попал почти случайно. Моя школьная знакомая принимает участие в другом совместном образовательном проекте ВШЭ и Сбербанка под названием «Учитель для России», предполагающем поддержку сложившихся профессионалов в разных сферах с целью мотивировать их для преподавания дисциплин детям в региональных школах. Таким образом происходит оздоровление уже в целом заскучавшего или вообще уже замшелого кадрового состава учителей в местных школах. Что в итоге ведет к увеличению качества образования. Конечно же в проекте «Учитель для России» принимают участие только отчаянные энтузиасты с креативным мышлением (меня вот не заставишь уехать в Калужскую область преподавать, скажем, обществознание).
И вот эти энтузиасты-креативщики на местах придумывают различные интересные подпроекты, одним из которых стала «Живая Библиотека».
Школьная знакомая позвала меня, я согласился, из интереса, — и получилось отлично.
«Живая Библиотека» — это совокупность действующих представителей различных профессий. С каждым представителем могут пообщаться дети 9-11 классов, то есть те, кто стоит на пороге выбора: учиться дальше в школе или идти в ПТУ, и какой профессии посвятить свою жизнь. Каждый представитель проводит 6 встреч с группами школьников, которые его выбрали. Каждая встреча по 13 минут. И потом завершающие полчаса ответов на вопросы тем, кого ты смог заинтересовать своим 13-минутным выступлением.
Список профессий подобрался совершенно выдающийся:
— 2 программиста
— кинорежиссёр
— HR (рекрутёр)
— Молекулярный биолог
— Графический дизайнер
— Организатор мероприятий
— Поэт-переводчик
— Иллюстратор
— Адвокат
— бухгалтер/аудитор/финансовый директор
— Космонавт
— Акушер-гинеколог
— создатель и главный редактор журнала The Batrachospermum
— Маркетолог
— Химик
— Художник компьютерной графики
— Ветеринар
— Инженер
— 3D художник
Посмотрев на него, я подумал, что во-первых, хорошо, что нет блогеров или подобных дармоедов. А во-вторых, что рядом с космонавтом моя профессия адвоката теряется, выглядит сходу скучновато. Все ведь хотят стать космонавтами? Оказалось — нет.
Заранее подготовиться времени не было, навалилась работа, накидать тезисно план выступления получилось только в последнюю ночь. Утром в пробке перечитал раз пять. Даже волновался, признаюсь.
Как выступать перед судебным составом, мне хорошо понятно, и не страшно. Что делать с целым классом детей — совсем не понятно.
В своих «тезисах» я старательно сгладил все углы и смягчил трешовые истории из моей практики, повырезал профессиональный жаргон и сложные термины. Вопрос вызывало лишь количество выступлений. Сами понимаете, повторить одну презентацию шесть раз — это просто морально даже тяжеловато, к последнему выступлению можно превратиться в робота, а такого нельзя себе позволить, ведь весь смысл проекта именно в том, чтобы заинтересовать детей.
А значит, и выступать необходимо с энергией, энтузиазмом. Смысл же в том, чтобы заразить детей своей идеей. То есть, роботом быть ни в коем случае нельзя.
Выдали мне целый класс. С кошмарными цветами, похожими на Триффидов из той книги Уиндема. И с портретом ВВП на стене. Парты по колено, а стулья — высокие. Прикольно.
И вот заходит первый «состав». Рассаживаются, кто-то опаздывает, бегом влетает в класс. Сразу понятно, кто двоечник, а кому действительно интересно. При этом, взгляды одинаково внимательные и у тех, и у тех.
Посмотрел я на детей, понял, что не из-под палки их туда пригнали, смял свою бумажку с тезисами — и почти на одном дыхании пронеслись все 6 встреч. Составы оказались неоднородные, где-то больше двоечников, где-то сплошные отличники. Но одинаково удачно получилось все провести. С двоечниками поприкалывались, я потравил им баек из профессиональной деятельности. С отличниками обсудили моральные конфликты о том, как защищать тех, кого не хочется защищать.
Поговорили о наркотиках и взятках. ВВП на стене, мне кажется, одобрил мой подход.
В общем, все оказалось совсем не страшно, и очень приятно и интересно для всех.
К моему удивлению, на получасовое последующее интервью, где дети могли задать любые вопросы о профессии и о том, куда идти учиться, набился целый класс, в основном, девчонок. Мотивированные, внимательные. Мы такими не были, я точно могу сказать. И если уж мы, в общей своей массе, стали приличными людьми, то у этих детей, с таким блеском в глазах, точно в жизни будет все хорошо.
На ушко мне потом шепнули, что больше всех зажгли совсем не космонавт, и не молекулярный биолог. А, как ни странно, адвокат и акушер-гинеколог. Наверное, потому, что мы привыкли работать с людьми. Дети оставляли отзывы в специально развешенных конвертах. Много приятных записочек я получил, и даже пару забавных поддевок от двоечников. На одной из бумажек было написано:
«Вы оч крутой»
Круто быть «оч крутым», уж простите за тавтологию. Хороший проект. Полезный и для всех приятный.
Всегда ваш,
Адвокат Лавренов.