Франчайзинг уже давно вошел в привычный оборот российского предпринимательства, причем, если раньше им баловались только крупные бренды, то сейчас – кто ни попадя. Уже можно купить франшизу даже табачного ларька, можете сами посмотреть, на профильных сайтах таких предложений полно. Франчайзинг – это по-русски коммерческая концессия. Но звучит сложно, поэтому установленные ГК РФ пользователь с правообладателем в привычном обороте превратились во франчайзи и франчайзера соответственно. И сегодня мы будем говорить об ответственности франчайзера, то есть правообладателя по договору коммерческой концессии.
Компании, передающие или собирающиеся передавать свой товарный знак и секреты производства, и так все об этом знают, а если не знают – добро пожаловать ко мне, я съел на франчайзинге немало собак, с радостью разработаю вам договор, настрою все так, чтобы это работало и зарегистрирую. Но не об этом сейчас.
В этой статье мы вкратце будем рассматривать вопрос ответственности франчайзера не со стороны организаций-контрагентов по договору коммерческой концессии, а со стороны потребителя.
Статья 1034 Гражданского кодекса РФ говорит нам, что правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем.
Требования о несоответствии качества товаров, работ и услуг, приобретаемых обычными гражданами для личных или семейных нужд, регулируются Законом «О защите прав потребителей», одним из самых часто используемых в народе нормативных актов. И в ряде случаев потребитель действительно имеет возможность обратиться с взысканием, к примеру, не к непосредственному поставщику товаров, работ и услуг, а напрямую к правообладателю, который естественно почти всегда более платежеспособен, и в его адрес легче осуществить взыскание.
Для реализации права предъявить требование франчайзеру достаточно выполнить простой алгоритм действий, установленный статьей 399 ГК РФ. А вот для того, чтобы принять решение о том, реализовывать его или нет, уже нужно комплексно смотреть на ситуацию, включая потенциальную платежеспособность компании, с которой вы собираетесь взыскать. Иными словами, если вы понимаете, что поставщик товаров, работ или услуг потихонечку куда-то сливается, или же склонен к тому, чтобы слиться, и товар, работа или услуга приобретена под каким-то сетевым или крупным брендом, не отчаивайтесь, не все потеряно!
Если у кого-то возникает моральный конфликт о том, что франчайзер ни в чем не виноват, могу также вас успокоить. Статья 1034 ГК РФ как раз и создана для того, чтобы побудить правообладателя контролировать пользователя коммерческой концессии с целью обеспечения надлежащего качества. И если надлежащее качество не соблюдается, да еще и взыскание с франчайзи выливается в проблему – это все целиком вина франчайзера, результат его неосмотрительности и раздолбайства.
Всегда ваш,
Адвокат Лавренов.